Разбор типового кейса суда с соседями, часть 1

Аватар пользователя Петр Гусятников

Друзья, всем привет, это Петр Гусятников. Сегодня разберем классический кейс спора с соседями по шуму – когда сосед сверху над вами сделал ремонт, в том числе, и переделав конструкцию пола и после этого ситуация со слышимостью в вашей квартире резко ухудшилось.

Стали слышны воздушные шумы, то есть колебания воздуха – радостные голоса соседей («Доброе утро» – воскликнул поручик Ржевский. «Твою мать, твою мать, твою мать...» – привычно отозвалось эхо), лай собак и визг домашних свиней (есть у нас в работе и такой кейс), звуки телевизора, компьютерных игр (почему-то лидируют танчики), а также ударные шумы (падение ложек, шаги, игра в футбол детей и веселый топот тех же свиней).

Собственно, воздушные и ударные шумы – это то, с чем реально бороться. Есть еще структурные шумы, но это отдельная история и для другой статьи. Если от воздушных шумов еще возможно технически изолироваться со стороны вашего потолка, то от ударных уже не получается (возможно, конечно, секретные космические технологии все же существуют, но я об успешных случаях не слышал). От ударных шумов надо делать изоляцию именно со стороны соседа, просто так физика работает.

Итак, в нашем случае соседом снизу была Аня, а соседом сверху – Филя. Филя купил квартиру, сделал ремонт, в процессе которого демонтировал полностью все напольное покрытие (говоря по-русски, содрал все, что было до плиты перекрытия), смонтировал новое напольное покрытие с нарушением строительных норм (кинул на бетонную плиту перекрытия ламинат), переехал и стал жить долго и счастливо.

Сразу определимся с терминами, потому что у нас даже половина экспертов путается в понятийном аппарате, а про юристов, которые «выиграем любой суд с соседями», я вообще молчу. Все, что находится между вами (Аней и Филей) – называется междуэтажное перекрытие (см. п. 6.1 Пособия по проектированию жилых зданий к СНиП 2.08.01-85), которое состоит из несущей части (или плиты перекрытия, то есть сама бетонная, ну или из другого материала, конструкция) и пола (то есть всего, что навалено/приклеено сверху на плиту перекрытия). То, что лежит на самом верху – называется напольное покрытие (паркет, линолеум и др., см. там же п. 6.3).

Так вот, жизнь Ани сделалась невыносимой – Филя с женой топают (пяточники), ложки роняют, ребенок ползает и плачет, катает игрушки по полу. Аня начала жаловаться всюду, куда только можно – в управляющую компанию, в совет дома, в Роспотребнадзор, в управу и в Мосжилинспекцию. И еще в полицию, чем сильно огорчила участкового – он свое имя то с трудом пишет, а тут пришлось в каких-то децибелах разбираться. Героическая, кстати женщина, не так много из тех, кто ко мне обращался, осилил такое комбо из обращений в бессмысленные органы и последующее получение не менее бессмысленных отписок.

Если коротко, то я считаю все эти обращения бессмысленными вот почему (все, что пишу, относится к Москве и области, что в других регионах – я не знаю). От Роспотребнадзора вы получите ответ что-то вроде: В соответствии с п 1.19 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценка) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного: поведением людей, нарушения ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории. И это правда, то есть к компетенции Роспотребнадзора относятся ситуации с шумящими лифтами, вентиляционным оборудованием и прочие подобные случаи. Шум от соседа – это не их зона ответственности и не их война.

Мосжилинспекция – скорее всего, постарается соскочить с темы примерно так: Оформление проектной документации и согласование с Мосжилинспекцией при выполнении отделочного (косметического) ремонта помещений, в том числе, работ по замене отделочных покрытий, не требуется. То есть будет говорить, что менялось именно напольное покрытие, а что под ним находится – никто не знает, поэтому говорить об изменении конструкции пола нельзя. Если пройти этот квест чуть дальше, то можно заставить их все же выйти в квартиру соседа (будут всячески отнекиваться: типа, «а вдруг мы придем, а нам дверь не откроют? «) и они могут даже составить акт по результатам внеплановой выездной проверки. Но дальше ничего делать не будут.

Совет дома – малопонятное мне сборище странных людей, регулируется это статьей ЖК РФ 161.1, полномочия у них сильно ограничены и это больше ряженые понты из серии дружинников или казаков. Страннее них только «старшие по подъезду». Но они могут быть полезны, так как у них может быть какое-то ценное инфо, которое может пригодиться – например, проектная документация или сведения по жильцам, кто, где живет, контакты.

Последний, казалось бы, оплот разума – полиция, но тут все зависит от умения формулировать. Положу руку на сердце, многие наши граждане, не умеют объяснять, что же им нужно. Когда вы обращаетесь в любой орган, вы должны четко понимать, что вы от них хотите, и не менее четко и понятно объяснить органу, что же вы от него хотите. Почти все обращения, которые я видел, это бессвязный поток сознания вперемешку с фрагментами Конституции и каких-то законов.

Полиция, глядя на это, пытается поток сознания расшифровать и либо это трактует как заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ) и дальше отказывает в возбуждении уголовного дела, так как держать дома топающую домашнюю свинью и ронять ложки – не преступление (с точки зрения уголовного права, не с точки зрения морали )). Либо все же заявителю удается донести мысль о том, что сосед нарушает нормы Закона города Москвы «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» (или аналогичного нормативного правового акта в вашем регионе). Если повезет –можно привлечь соседа к административной ответственности в виде штрафа (штраф смешной, а в Москве до недавнего времени привлечь было невозможно, но это опять же не тема нашей статьи).

Еще Аня направила досудебную претензию Филе с требованием все же привести конструкцию пола в квартире в состояние, соответствующее, СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», но в нашей правовой культуре не принято отвечать на претензии, а предупреждение, что Аня будет вынуждена обратиться в суд, воспринимается как личное оскорбление. Поэтому после получения претензии Филя с Аней еще и здороваться перестал.

В общем, пройдя квест до конца, Аня решила все же подать в суд и пошла к правильному юристу, который представлял, как это все работает и что надо делать на самом деле. Мы составили иск и подали его в суд. Кстати, почему-то иск , точнее исковое заявление, у нас считается в быту чем-то очень важным с точки зрения судебного процесса. То есть, ко мне обращаются люди с просьбой: «составьте мне грамотный иск» (еще очень люблю, когда добавляют: «ссылками на всякие законы»).

На самом деле – исковое заявление – это даже не полдела и не треть. Максимум – четверть. То есть написать такой иск, прочитав который судья прослезится, скажет что-то вроде: «Блин, да как же я раньше то этого не понимал!» и удовлетворит все требования – так не бывает. В исковом заявлении вы должны понятным языком описать опять же, что именно вы хотите от ответчика (предмет иска) и на каком основании (фактические обстоятельства – что происходило, и применимые к ним нормы права).

А дальше начинается судебный процесс – бессмысленный и беспощадный, в котором нужно в каждый момент понимать, что происходит и очень быстро думать и принимать решения. Большая часть людей (причем по жизни адекватных и думающих), сходив в суд без юриста, рассказывают это примерно-так: я зашел в зал, судья мне не дал ничего объяснить, наорал (или наорала), потом пробормотал что-то вроде «мне все понятно» и ушел, хлопнув дверью, потом вошел обратно, пробубнил что-то под нос и в конце сказал «в удовлетворении иска отказать».

Проблема в том, что для того, чтобы эффективно действовать в суде, надо очень хорошо знать гражданский процесс, чувствовать себя уверенно, уметь формулировать своим мысли, не бояться разговаривать с судьей на равных и на понятном ему, не теряться, когда на тебя кричит человек в мантии, а все это приходит только с опытом. У вас времени на наработку опыта и на ошибки не будет. У судьи же ситуация, когда приходит человек неподготовленный, не зная процесса, не зная норм материального права, начинает что-то объяснять, причем совсем не то, что нужно объяснять с точки зрения данного конкретного иска, вызывает здоровое отторжение и нежелание тратить время, которого мало, на заведомую ерунду.

Поэтому хотите проиграть – лучший способ все сделать самому. Зато потом сможете совершенно обоснованно хаять судью, который ни в чем не хочет разбираться, судебную систему, страну, … в общем так можно и до экстремизма договориться. Аня такую ошибку решила не совершать. Аня – умная, будь как Аня )

Продолжение следует...

Подписка на комментарии Комментарии (43)

Аватар пользователя Петр Гусятников

Натлинн, не драматизируйте. Все зависит от обстоятельств конкретного дела.

И если суд отказал в удовлетворении иска, часто виноват не суд, а истец/его представитель с корявыми требованиям. Поверьте мне, я уровень тех, кто в суды ходит в качестве представителей вижу каждый день, там чаще всего днище донское.

Также может быть так, что объективно нет законных оснований удовлетворять требования (т.е. не суд виноват, а фактические обстоятельства явно не в пользу истца) - но тогда надо это опять же взвесить до подачи в суд.

Практикующий юрист, 8-985-577-57-77 (телефон, вотсап, телеграм)

RSS-материал